Учёные СЗИУ РАНХиГС представят проект «Академическая автономия: регулирование и статус»

В рамках Невского Форума декан факультета международных отношений и политических исследований Евгений Рощин и доцент факультета Екатерина Потапова презентуют научному сообществу свой аналитический проект «Академическая автономия: регулирование и статус».

В рамках Невского Форума, который пройдёт в Северной столице 24–26 июня, представители Петербургского кампуса РАНХиГС – декан факультета международных отношений и политических исследований, кандидат политических наук, PhD Евгений Рощин и доцент, кандидат политических наук Екатерина Потапова презентуют научному сообществу свой исследовательский проект «Академическая автономия: регулирование и статус».

Ключевой темой исследования стало такое понятие, как «академическая свобода». По мнению учёных, университеты и высшее образование всегда играли особую роль в жизни любого общества: «Университеты дают гражданам своей страны знание и экспертизу, не имеющие партийной или правительственной окраски. Именно по этой причине общество заинтересовано в том, чтобы поддерживать элементы, которые делают университеты университетами. А одной из главных черт университетского сообщества является академическая свобода».

Так, в России действует Федеральный Закон «Об образовании». В нём отражена идея академической свободы, которая понимается как свобода в преподавании и исследованиях.

«Внимание университетского сообщества именно к этому измерению безусловно оправдано, но, наш взгляд, ограничение дискуссии именно этим измерением рискует оставить за кадром институциональное измерение академической свободы. Наше исследование перенаправляет внимание на вопрос университетской автономии, упомянутой в Рекомендации ЮНЕСКО о «Статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования», подчеркнул Евгений Рощин.

По словам декана ФМОПИ, автономия университета предполагает собой независимость в таких областях, как управление организацией, назначение преподавателей, приём студентов и взаимодействие с ними, управление собственными финансами, содержание образовательных и исследовательских программ. Эксперт также добавил, что свобода действий в этих областях не должна сопровождаться угрозой санкций со стороны государственных органов.

В свою очередь доцент СЗИУ РАНХиГС Екатерина Потапова в своей части исследования отметила, что академическая автономия в том виде, в котором она существует в англо-саксонской или континентально-европейской университетской традиции, не присутствует в некоторых регионах мира. 

К примеру, китайские университеты в последние десятилетия начали беспрецедентную гонку за международным признанием и статусом, переживая тем самым системную маркетизацию, революционный рост количества самих университетов и их полномасштабную интернационализацию.

«Высшее образование рассматривается в Китае одновременно как агент политической социализации и экономической модернизации, выпускники университетов должны соответствовать критериям «идеологической благонадёжности». Первоочередная задача университета – создать гражданина», – поясняет эксперт. 

Также в своей работе учёные обратили внимание на то, что вместе с некоторым повышением автономии университетов неизбежно приходят и повышенные требования к отчётности университетов в связи с тем, что они претендуют на государственное финансирование.

«В связи с этим в нашем исследовании мы бы хотели прежде всего указать на комбинацию инструментов, встречающихся в мировой практике, которые помогают университетам преодолевать состояние зависимости от контролирующих инстанций и одновременно вносить вклад в поддержание общественного блага», – резюмировали авторы исследования.